Учреждения дополнительного образования как институт социализации
Что такое социализация? Самое простое определение: социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Процесс социализации начинается с рождения, но особую важность приобретает, когда ребёнок начинает активно осваивать социальный мир вне семьи.
Основываясь на уже данное определение, социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентации.
Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом.
Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
Учреждение дополнительного образования детей — открытая площадка, реализующая процесс социализации.
Обучение ведётся на основе образовательных программ. Большинство программ, авторами которых становятся сами педагоги дополнительного образования, являются результатом творческой интеграции осмысления и анализа научно-методической литературы и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей.
Если рассматривать объединения Детско-юношеского центра Октябрьского района, то социализация идёт в четырёх основных направлениях:
- Художественная направленность.
Развивает у детей общую эстетическую культуру. В этом направлении совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребёнок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки.
В ребята могут научиться петь в хоре, играть на музыкальных инструментах (гитаре, скрипке, баяне, фортепиано, флейте), танцевать в разных направлениях (классический, эстрадный танец, джаз-модерн), постичь основы эстрадного вокала, перевоплощаться на сцене в различные роли, рисовать и мастерить уникальные предметы декоративно-прикладного творчества.
- Физкультурно-спортивная направленность.
Ставит своей главной целью физическое совершенствование воспитанников. Развитие достигается через приобщение к здоровому образу жизни. Воспитанники участвуют в городских, региональных, всероссийских и международных соревнованиях.
В центре ребята могут заниматься боксом, греко-римской борьбой, каратэ, пауэрлифтингом, атлетической гимнастикой, кикбоксингом, борьбой самбо, лыжными гонками.
- Социально-педагогическая направленность.
Основная цель этого направления – социальная адаптация, творческое развитие, профессиональная ориентация детей, а также повышение уровня готовности к освоению программ профессионального образования.
В центре ребята могут попробовать себя в роли вожатых, юных педагогов, волонтеров.
- Естественнонаучная направленность.
Программы этой направленности решают несколько задач: сформировать у обучающихся научную картину окружающего мира, развить познавательную активность в сфере естественных наук, вызвать интерес к изучению объектов природы, особенностей их функционирования и взаимодействия с другими элементами окружающей среды, экологическое воспитание и др.
В центре ребята могут окунуться в мир геологии, а также научиться заботиться о животных в живом уголке.
Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе социально-педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении.
Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста.
Особенностью процесса дополнительного образования детей, как уже говорилось выше, является то, что он предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.
Также очень важно помнить о том, что в группах дополнительного образования создаётся благоприятная психологическая атмосфера, что позволяет ребёнку более комфортно и естественно присваивать знания, приобретать умения, навыки. Именно поэтому, учреждения дополнительного образования также являются своеобразным социальным убежищем.
Всё вышесказанное, позволяет говорить о том, что дополнительное образование является одним из самых эффективных институтов социализации.
Составитель
Гудина Елена Александровна,
педагог-психолог
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!
Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в Вашем доме, чтобы ребенок не натворил.
Старайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.
Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.
Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.
Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.
Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).
Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.
Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите — ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом нужно поговорить.
Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом. Один проступок – одно наказание.
Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и прочие проблемы.
Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем — 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.
Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами — значит доверять.
Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое.
Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.
Иногда родители неправильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.
Хвалите своего ребенка при всех, а наказывайте наедине.
Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Важно, не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время организуете.
Всегда выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.
Информацию подготовила Чеснокова Анна Олеговна,
педагог-психолог ДЮЦ (запись на консультации тел. 23-36-55)